вторник, 13 мая 2014 г.

КАКОЙ ТЫ? (рецензия на спектакль "(Самый) легкий способ бросить курить" (Театр19) для газеты ПроART. )

«Театр 19» за каких-нибудь пару лет оброс популярностью, и не только в контексте Харькова. Неудивительно, труппа от спектакля к спектаклю с завидной стабильностью собирает у входа в фойе «Дом Актера» порядочные очереди.
Одна из таких аншлаговых постановок в репертуаре театра – комедия «(Самый) легкий способ бросить курить». Оперируя и «красным словцом» и полуоткровенным «ню» режиссер театра – Игорь Ладенко, поставил философский «theatrical perfomace» по мотивам пьесы одного из ведущих российских драматургов нашего века – Михаила Дурненкова. Повествование об истории простых людей из простых многоэтажек, пропахших жареной картошкой, успело полюбиться харьковскому зрителю. Почему? Возможно, на сцене мы видим не актерские амплуа, а отражение самих себя. Обычные люди не просто рассказывают о рутинных проблемах: взбучки от жены, увольнение с работы, «generation gap» (разрыв поколений) и, в конце концов, о привязанности к «соблазнительно» дымящей сигарете. Это размышление о современном человеке – вашем соседе, школьном учителе ребенка, близком друге, который потерял ориентиры и не понимает, для чего он живет.

О ЧЕРНОМ ЮМОРЕ

Актеры театра разыгрывают тему в анекдотичной манере, ловко добиваясь рефлексии от зала. Как бы шутя, они затрагивают острые углы вечного вопроса о смысле и предназначении скоротечного человеческого бытия. Исполненные цинизма персонажи украдкой насмехаются над 30-летним бесхарактерным лузером (герой Олега Дидыка – Константин), решившим качественно изменить свою жизнь. Костя существует в действительности, где все прежние ценности разрушены, а новые – неопределенны и сомнительны. Главный герой, а в его лице и многие из нас, бросая курить, ищет перемен и надеется на появление «соли», которой так не хватало в его пресной жизни.
М. Дурненков посредством юмора пытается донести до зрителя серьезную информацию, лукаво озаглавив «(Самый) легкий способ бросить курить», как черную комедию. Используя элементы театра абсурда, драматург вплетает в ткань действа бессмысленные интриги, монологи в духе джойсовского «Улиса», бесцельную болтовню, трагическую непоследовательность действий. Все выразительные средства актерской игры и минималистичная сценография сводятся режиссером к единой цели – разобраться в столпах бытия – «кто мы и куда мы идём?».

ОБ ОТВЕТАХ И ВОПРОСАХ

«Важно и то, что, несмотря на горечь повествования, театр не окунает зрителя в беспросветность, а даже старается вселить в него некий оптимизм, напоминая об истинных человеческих ценностях, примиряя с неизбежностью и даря непонятно откуда берущуюся надежду» (В. Собиянский). В итоге, неоднозначные в прологе, эмоционально-смысловые пазлы лицедейства постепенно складываются в многомерную мозаику ответов на вопросы.
Поставив вопросительный знак в начале лицедейства в стиле «новой драмы» («Самый легкий способ бросить курить»), сценарист позволяет гостю спектакля находить ответы по ходу развертки пьесы, еще до того как опущен занавес. 
Так что скажешь? «Почему ты молчишь? Почему ты не делаешь ничего? Тебе все равно? Ты какой? Ты хороший, что ли? Какой ты?».